На скачках, на галопе выигрывают из полукровок легкие лошади, поэтому скачки могут привести к утонченности породы: очевидно, следует дать преимущество бегам, т. е. бегу рысью под седлом, потому что у рысака, бегущего без груза, происходят при большой быстроте движения, некоторые изменения в скелете, между тем как под седоком, скелет остается в нормальном состоянии; только плотная лошадь с гармоническим строением тела может нести тяжелого седока не уменьшая рыси, даже на большой дистанции. Это положение вполне справедливо. Между тем доказано, что и у французского рысака скелет часто отступает от нормальных форм и в особенности выдается короткое крутое плечо. Размеры, хорошая спина и крепкие задние ноги, остались за французским рысаком, благодаря бегам под седлом, но передние ноги обыкновенно страдают некото-рым несоответствием с туловищем.
Французский рысак представляется нам почти всегда очень сильною и крепкою лошадью с большим запасом энергии. Линия спины изящная, передняя часть тела всегда очень хороша, как вылитая, задние ноги всегда широки и мускулисты, в особенности штаны, и колено обильны мускулами, задние бабки крепки. Последние два пункта считаются главнейшими для оценки достоинств лошади. Рысак со слабыми бабками на задних ногах и недостаточно развитыми штанами, или коленами, не может развить надлежащей резвости. Главнейшие недостатки англо-нормандского рысака следующие:
Слабое развитие холки и часто недостаточная глубина груди, неразвитые задние ребра, короткие бабки на передних ногах и крупное короткое плечо. Лошади неуравновешены, слишком упираются на передние ноги, которые несколько отодвинуты назад. Тем не менее, это крепкие лошади с изумительной выносливостью на рыси. Кто пользовался ими на далеких расстояниях не может не удивляться их выносливости, ретивости и необычайной энергии.
Нужно заметить, что не все рысаки происходят от названных выше 3-х производителей (Y. Rattler, Norfolk Phenomenon и The Heir of Linne), но и другие жеребцы имеют свои лиши, хотя менее выдающиеся, как например английские чистокровные Gladiator, Sylvio и Napoleon, — отец знаменитого англ-араба Eylau. Родословные англо-нормандских рысаков очень характерны. В первоначальных поколениях обыкновенно встречается разведете в себе от лучших жеребцов Norman, Conquerant и Phaeton.
С 1907 г. существует особый студ-бук для рысаков (Le stud-book des trotteurs) составленный г. Louis Cauchois, директором газеты „La France Chevaline". Прежде весь материал был собран с большими пробелами в издании „Registre des chevaux de demi-sang".
Несколько месяцев тому назад г. Cauchois выпустил прибавление к студ-буку под заглавием „Les families des trotteurs", в котором он распределяет рысаков по женским линиям, сходящимся на матках, родоначальницах французского рысистого коннозаводства.
Эти „families des trotteurs" соответствуют английским таблицам Goos'a для чисто-кровных английских лошадей.
Второй тип, экипажная лошадь, чрезвычайно изменчив, тем не менее его нетрудно определить. Чаще всего встречается высокий саг-rossier, соответствующий требованиям роскошного экипажа. Нормандия представляет пример того, как опасно для коннозаводства исполнять прихоти безумной роскоши и воспитывать вычурного коня, несоответствующего нормальным требованиям лошадиной природы. В настоящее время во Франции, где значительно развился автомобилизм, чрезвычайно понизился спрос на англо-норманнов. Роскошь требовала, чтобы лошадь была по возможности высока, вообще громоздка, с высоко приставленной шеей и особенными ходами. На правильность телосложения не обращали внимания. Встречаются лошади громадного роста, но с совершенно неправильными ходами. Одностороннее требование рослых лошадей совершенно устранило требование на правильность конечностей и породило разновидность с высокими, но тонкими берцами.
Кто указывал на эти недостатки, тому отвечали: „какое нам дело до тонких берц, лишь бы лошади работали ". Но в том то и дело, что такие лошади неспособны к труду, между тем как трудоспособный рысак имеет довольно толстые берца. Измерять толщину этих костей нет никакой надобности, уже на глаз можно определить, имеет ли тонкая берцовая кость достаточную крепость и сухость. Англо-нормандская экипажная лошадь без сомнения имеет слишком тонкие берца на всех четырех ногах, главный же вред зависит не столько от тонкой берцовой кости, сколько от сопряженных с ними слабых суставов и, если не обращают должного внимания на размеры берца, то забывают и про сочленения вообще.—Удивляешься иногда несуразно гигантским размерам лошади при несообразно слабых сочленениях, узком поставе передних ног и неразвитом скакательном суставе. Это обстоятельство может привести к катастрофе для всей породы, если останется без внимания. —Если для роскошных экипажей уже не требуются эти гиганты, то кому они еще нужны ? От правильности движений уже давно отказались, полагая что нет беды от того, что блестящая перед экипажем лошадь на ходу несколько нагибается в сторону; ведь ей и не приходится исполнять продолжительную работу. — Но куда же девать таких лошадей? — У англо-норманнов даже не имеется тех высоких ходов, которые требуются от голштинских и ольденбургских лошадей, поддерживающих весь корпус лошади, при полной работе задних ног, и равномерную плавность всех движений. — Англо-норманны задними ногами подвигают корпус вперед, нисколько не подпирая его, и только в случае применения короткого добавочного повода несколько собираются. — Все движение передних ног у англо-норманнов поражает быстротою, изящностью, блеском, чем и довольствуется любитель щегольнуть в нарядном выезде, но отсутствие плавности движении необходимых экипажной лошади, не может не бросаться в глаза. — Во Франции роскошную лошадь стали заменять роскошные автомобили.
Помимо крупных англо-норманнов во Франции имеется еще некрупная экипажная лошадь, более благородная, легкая и полная энергии, и кроме того еще порода, хотя и очень малочисленная, поддерживаемая только несколькими производителями в депо Сен-Ло, это carrossier прежних времен, лошадь небольшого роста, не роскошных форм, но глубокая, широкая и крепкая костями, напоминающая голштинскую лошадь как наружностью, так и прекрасными, спокойными аллюрами. Немецкие коневоды справедливо предпочитают своих голштинских и ольденбургских экипажных лошадей совершенно верно утверждая, что лошадь прежде всего должна быть пригодна для сельскохозяйственных целей, а затем уже может служить для удовлетворения прихотей роскоши и моды.
Третий тип — верховая лошадь, очень кровная. Само собою разумеется, что всякий англо-норманн может идти под седлом, если он соответственно сложен, но кроме того в некоторых местностях департамента Орны, близ Le Pin, воспитывают англо-норманнов специально для верховой езды. Там самые благородные, сухие представители расы и во всем департаменте на заводах пользуются полукровными кобылами или жеребцами из Le Pin, весьма облагороженного типа, иногда же и чистокровными производителями. Получаются лошади с изящными очертаниями и богатой мускулатурой, но большею частью у них стеснена грудная полость и неразвиты задние ребра, т. е. туловище неглубокое.
Четвертый тип: прежний грубый англо-норманн еще не совсем вымер, в Le Pin находится еще один экземпляр старого типа, в Сен-ло можно найти их с десяток. Древний англо-норманн был сильною экипажною лошадью, однако нынешним требованиям энергии и крупной рыси он не мог бы удовлетворить. Он был классическим типом сильной, грубой и плотной полукровки невысокого роста. Туловище у него глубокое и широкое, на коротких, сильных ногах, а потому он был идеальною лошадью для сельского хозяйства. Этот тип, конечно, должен был отступить перед требованиями настоящего времени, устанавливающими ни с чем несообразные идеалы.
Вместо того, чтобы опираясь на полезные качества старого, сильного типа, заняться его облагораживанием, от него вполне отказались, а между тем, от его кобыл можно было бы получить при помощи соответствующих производителей какой угодно тип: от чистокровного жеребца — благородную верховую лошадь, для ремонта кавалерии; от благородного полукровного жеребца — сильную верховую лошадь и экипажную; наконец, от тяжелого жеребца — сельскохозяйственную лошадь и заводских кобыл крупного калибра. Конечно, по мере надобности следовало вводить в племя и более благородных маток, но в основном составе завода всегда должны находиться сильные кобылы невысокой крови.
Это простейший закон для полукровного завода; тяжелые матки дают потомство весьма пригодное для сельского хозяйства, не имеющее притом недостатка в холодной крови.
При недостаточном спросе на дорогих и модных лошадей придется отыскать для Нормандии новый доходный тип, а так как кавалерийский ремонт не считается достаточно доходным, и требуемое количество недостаточно для поддержки широко раскинутого коннозаводства Нормандии, то, вероятно, обратятся к разведению тяжелой полукровки, которую везде можно поместить за хорошую цену.
Но, хотя англо-нормандская раса существует относительно недавно, все же мы должны назвать ее самостоятельной, достигшей полного развитая и не нуждающейся больше в посторонней крови. Это ясно видно из „Stud book du demi-sang anglonormand". Громадное большинство внесенных жеребцов обозначены „demi - sang normand" т. е. нормандские полукровки. Тоже можно сказать и о кобылах.
Насколько основательно было преобразование англо-нормандской лошади видно из того факта, что старые авторы: Magne, Gayot и Pearson отличали породы мерлёро и контантен; теперь же ни один знаток не заметит сколько-нибудь существенной разницы у англо-норманнов раз-личных частей Нормандии. Одинаковый метод кормления и воспитания сгладил все различия. Современные англо-норманны перестали быть лошадьми из Мерлёро или Контантена, но стали лошадьми равнины Каена (см. Sanson, „Zootechnie pratique" стр. 544).
Настоящими центрами англо-нормандского коннозаводства, как мы говорили, надо считать департаменты Кальвадос, Ла-Манш и большую часть Орн, с его тремя округами: Мерлёро, равнина Алансон и долина Мель-сюр-сарт.
Мерлёро, как по древности, так и по качествам своей лошади занимает безусловно первое место между коннозаводскими областями Нормандии. Там соединены все факторы способствующие развитию коннозаводства: здоровый, укрепляющий воздух, хорошая вода, чудные пастбища и древнейшее поколение жеребцов и кобыл высокого благородства.
В Мерлёро находится государственное депо жеребцов Le Pin, основанное в 1717 г. и сыгравшее важную роль в истории нормандского коннозаводства. В Le Pin имеются лучшие государственные производители чистокровной английской и нормандской полукровной пород, а также прекрасные представители местной хладнокровной породы першеронов. Между англо-норманнами, находящимися в Le Pin, заслуживают перечисления:
Beaumanoir от ж. Narquois и кобылы от ж. James Watt (1'30"); Novice, от ж. Fuschia и к, от ж. Niger (1'33"3/5); Azur, от ж. Fuschia и к. от ж. Echo (1'35"3/40); Valencourt И, от ж. Fuschia и к. от ж. Phaeton (l'36"15/16); Rouges-Terres, от ж. Fuschia и кобылы Регсе Neige (1'Зб"2/5); Portici, от ж. Fuschia и к. от ж. Serpolet bai (1'36"8/4); Sebastopol, от ж. Cherbourg и к. от ж. Fuschia (1'36"9/10); Michigan, от ж. Edim-bourg и к. от ж. Beauge (1'37"1/2); Radziwill, от ж. Juvigny и к. от ж. Edimbourg (l'38"l/8); Ulema, от ж. Juvigny и к. от ж. Phaeton (l'39"1/2); Juvigny, от ж. Cherbourg и к. от ж. Niger (1'40"1/10); Hetman, от ж. Fuschia и к. от ж. Phaeton (1'43"9/10).
Из всех производителей Beaumanoir, купленный в 1907 г., обошелся правительству дороже других, именно в 70 т. франк., за Azur'a в 1904 г. заплочено 40 т. фр.
Выдающееся значение между заводами в Мерлёро занимает прекрасный частный завод des Rouges-Terres, г. Lion Olry. На этом заводе не менее 30 маток, которые все служат для получения нормандских рысистых полукровок.
С каким вниманием к благородству рысистой крови относится г. Olry, видно из перечня имен его производителей: Senlis, родился 1896 г. от Fuschia и Camelia, от Sir Quid Pigtail (1' 32"), тридцать четыре жеребят которого в 1908 г. на бегах получили 200 т. фр. призами. Trinqueur, р. 1897 г. от Fuschia и Регсе Neige (1'29"2/5), который в 1908 г. при помощи 24 потомков заработал 121639 фр. и Reseda, p. 1895 г. от Fuschia и Camelia, от Sir Quid Pigtail (1'35"). Между матками находятся такие знаменитый старушки, как Perce Neige, Hemine (1'34") от Reynolds и к. Modestie, от The Heir of Linne (эта кобыла в 1891 г. пробежала 6000 метр, в 9'44"1/2 [1 килм. в 1'37"2/5] и выиграла во время своих бегов общую сумму 107127 фр. 90 снт.); Ergoline (1'33"1/2), от Echo и к. Camelia, от Sir Quid Pigtail, Aline (l'32"4/5), от Fuschia и к. Nymphe, от Cherbourg's и некоторые другие.
Специалист может удивиться тому, что все жеребцы этого завода прямые сыновья жеребца Fuschia, а из кобыл не менее десяти дочерей его и две внучки, который в 1905 г. по большей частью были случены со своими полубратьями. Такое разведете в себе едва ли принесет пользу потомкам производителя Fuschia.
Главная цель коннозаводства в Мерлёро состоит в воспитании фешенебельных жеребцов и кобыл высшего класса. Жеребенок рождается обыкновенно на лугу. По достижении шести месяцев жеребчиков продают для воспитания заводчикам равнины Caen. Непроданные жеребята остаются на лугах до возраста 2 и 1/2 лет. С этого момента начинается их приготовление к состязаниям на работоспособность. Подвергшись трехмесячной тренировке, во время которой получают овса вволю, они в состоянии пробежать в размашку 3000 метр, в два приема. После следующих 3-х месяцев, то же пространство пробегается ими в один прием. К несчастью, сословие французских беговых тренеров и жокеев отличается грубостью и далеко отстает в своей специальности и в социальном отношении от уровня профессионалов, занятых гладкими скачками и скачками с препятствиями. (См. „Les races de chevaux de selle en France" par le Comte de Com-minges).
Кобылы служат для случки только до 7 летнего возраста; затем заводчик продает их на рынке в качестве щегольской, или рабочей лошади, или сбывает в ремонт. Особенно выдающаяся кобылы, конечно, не поступают в продажу и остаются на заводе; действительно, на всем севере Франции нигде не встречаются такие благородные и дельные кобылы, как в Мерлёро. Одно обстоятельство может дурно повлиять на местную породу, именно то, что поступающие в продажу лошадь, до отправления за границу своего района, и подвергаются ника-ким упражнениям. На лугах Мерлёро не имеется возможности для занятий их полевой работой и мелкий крестьянский собственник не занимаясь земледелием считает обременительным запрягать их или проезжать под седлом.'
Лошади департамента Кальвадоса частью родились там, частью были приведены жеребятами из других департаментов, как например, l'Orne, la Charente, la Charente-Inferieure и Le Poitou. Департамент Кальвадос можно разделить поэтому на три части. Первая, как Le Bessin и округ Vire, производит, но не воспитывает. Крестьяне этих местностей продают своих жеребят в возрасте 6 —18 месяцев. Вторая часть, обнимающая равнину Caen, округ Falaise и часть округа Bayeux воспитывает купленных жеребят. К третьей части относятся местности, где производят и воспитывают. Это Le Bessin и небольшая часть равнины Caen.
Купленные жеребята держатся в открытых конюшнях. Весной их выпускают на тучное пастбище, где они остаются до 10-месячного возраста. Во время зимних месяцев уход и корм большинства коневодов оставляют желать многого. Рацион весьма скудный и венти-лящя либо вовсе отсутствует, либо свирепствует сквозной ветер. К двум годам их берут в работу, причем у многих хозяев принято закармливать молодых лошадей тяжелым и даже вареным кормом, а также излюблено пускать их на тучные пастбища.
Этим правда достигается преследуемая цель, но зато лошади становятся лимфатичными и вялыми, что и без того уже составляет особенность всех пород северной Франции. По окончании осенних работ, жеребцов, негодных для коннозаводства, кастрируют, после чего начинается заездка, решающая участь лошади, т. е. сделаться ли ей упряжной или верховой лошадью. Чрез несколько недель, стало быть, в начале ноября, в Caen и Le Pin производится покупка больших партий жеребцов за счет французского правительства. При этом обыкновенно приводится до 4000 жеребцов, из которых в среднем около 1000 покупаются агентами по 4000 фр. в среднем за голову (за особенно удачные экземпляры платится по 10,000 и более). Остаток покупается частными лицами или идет заграницу. Негодные для завода лошади поступают в конюшни барышников или в депо ремонтеров.
Кобыл лучше всего купить во время выставок в Bayeux и Argences.
В департаменте Кальвадос находится несколько конских заводов, продукты которых приобрели известность, таковы: завод de Goustranville близ Dozule, принадлежащий г. Jules Lemonnier, завод de Se-queville в Bessin близ Bretteville 1'Orgueilleuse, г-д du Rosier и Guilet; заводы de Launay в St.-Julien-sur-Calonne близ Pont-1'Eveque, Bois-de-Troarn близ Тгоагп, de Mondeville и др.
Округ депо в Saint-L6 обнимает весь департамент La-Manche и половину департамента Calvados. — Состав производителей в 1908 г. достиг 36 рысаков и около 30 чистокровных, все прочие, около 230,, представляют carossier англо-нормандской крови. Из рысаков особенно замечательны Narquois, от Fuschia и коб. дочери Niger (1'29" 2/10), Harley, от Phaeton и к. доч. Normand (1'35" 9/10), Stuart, от Juvigny и к. доч. Fuschia (1'35" 7/10) и некоторые другие, как представители высшего класса лошадей; главное значение этому заводу придает отделение экипажной лошади, carrossier, лучшей во всей Франции и самой типичной по этой отрасли коннозаводства. Г-н Эткен пишет по этому поводу в оффициальном отчете:
„Жеребцы типа carrossier, в особенности старые, без исключения оказываются прекрасными по экстерьеру, с отменною постановкою шеи, великолепной мускулатурой и округлыми формами, с глубокой грудью и широким туловищем, с ногами соответствующей толщины, вообще таких качеств, что можно было приравнять их к ольденбургской лошади. Ход у большинства из них, почти у всех, высокий, на передних и задних ногах, полный силы и энергии, но не вполне правильный".
На равнине Alengon с давних пор находится много отличных частных заводов. Но ни один из них не достиг того совершенства, до которого развился завод La Fontaine, г. Lalouet, находящийся в Semalle, близ А1епс.оп'а. Г. Lalouet разводит только очень благородных нормандских полукровок. Его заводский материал состоит из двух жеребцов: Triomphant, от Fuschia, и Dangeul, от Juvigny, и 75. кобыл; все они отличные рысаки, и происходят со стороны отца и матери от знаменитых рысаков. Ближайшей целью для него служат блестящие победы на бегах и эта цель вполне достигнута им, так как по 1 декабря 1908 г. он на бегах получил 2 мил. 800 т. франк. Затем он ежегодно продает осенью несколько жеребцов 31/2 лет,. поступающих затем по большей части в государственный депо. Управление государственного коннозаводства в течении ряда лет при-обрело у него 250 жеребцов, на общую сумму 2 мил. 200 т. фр.
В средствах на подобное приобретение во французском коннозаводстве недостатка нет. Это видно из громадных покупок, который оно совершает ежегодно в октябре месяце в Caen на среднюю. сумму 1 мил. 153 т. франк.
Эти цифры объясняют нам, что воспитание годных для коннозаводства жеребцов в Нормандии вполне окупается и что местные заводчики всеми способами стараются угождать государственному коннозаводству.
Обсуждая условия сбыта, с которыми должны считаться нормандские заводчики, надо обратить внимание, что все продукты, не находящие себе места в высшем классе, тем не менее сбываются в ремонт и в городскую езду. Так напр, кобылы низшего достоинства покупаются управлением ремонта по средней цене в 1000 фр. Число покупаемых военным ведомством ремонтных лошадей достигает ежегодно 14500 голов, из которых Нормандия доставляет значительную часть в дратунские, кирасирские и артиллерийские полки; департамента Lamanche снабжаем ремонтом легкую кавалерию.
Другой завод равнины Alencon принадлежит г. Jules Thiebault du Lare и кроме того в заводской области Mesle-sur-Sarthe находится завод Le Haras du Logis и La Haye de Poeley, оба в St. Leger-sur-Sarthe. Ho порода полукровок, разводимая в Mesle-sur-Sarthe, далеко уступает во всех отношениях лошадям из Мерлёро и Алансонской равнины. Специальность равнины Caen состоит в воспитании 6—18 месячных жеребчиков, родившихся в соседних департаментах La-Manche, Orne и Seine-Inferieure, даже в Бретани и Вандее. Эти жеребчики тотчас помещаются у фермеров, где однако приемы воспитания небезукоризненны. В первые зимы их держать под открытыми навесами, где они находятся на свободе. Ежедневный Рацион в это время состоит из 3-х литров овса, 7 кило сена и соломы и некоторого количества месива из отрубей. При первой возможности их выпускают на луга. Вторую зиму, начиная с ноября, лучшие жеребчики проводят в конюшне. Рацион овса для них поднимается до 5 — 6 литров и начинают приучать их к выводке на поводу. На чистый воздух выпускают редко и многие фермеры намеренно не выводят своих пенсионеров из конюшни. Чтобы избегнуть недоразумения добавим, что изложенная система воспитания применяется только в тех конюшнях, где находятся более ценные экземпляры. Материал меньшого достоинства никакого овса не получает и поступает в работу далеко до срока соответствующего развития.
Таков в немногих словах нормандский метод воспитания. Темные стороны дела, разумеется, меньше выступают у более крупных eleveurs, как например: Bastard, Brion, Du Rozier, Forcinal, Gost, Ledars, Lemonnier, Marion, Pierre, Revel, Viel и многие другие. Но и у этих, известных за пределами родины, коневодов, внимательный и опытный наблюдатель заметить многое, располагающее к развитию лимфатичности лошадей.
„На мой взгляд,—пишет гр. Врангель,—англо-нормандская раса достигла уже той точки, где находится граница между остановкой и обратным движением. Я по крайней мере не могу себе объяснить иначе факт, замеченный и другими Иппологами, что известные пороки, наблюдаемые в течение многих лет у англо-нормандской расы, вместо того, чтобы уменьшиться или исчезнуть, выступают все резче.
К этим порокам я причисляю: мягкость, вогнутые локти, седлистость, перетянутое берце и плохие копыта".
К этому следует добавить, что опыты последнего времени скрещивания англо-норманнов с другими породами дали неблагоприятные результаты. Кроме того, у них недостает способности сохранять свой тип при изменившихся местных условиях, или передавать его потомству; так напр, граф Лендорф пишет о 50 прекрасных англо-нормандских кобылах, вывезенных им в Градиц, которые при Градицком климате и почве „растаяли как масло на солнце". Тоже самое случилось судя по указаниям специальной немецкой печати и с 6 кобылами, вывезенными в восточную Пруссию фон Симпсоном-Георгенбургом. Несмотря на то, что кобылы удовлетворяли всем требованием, которые можно предъявить матке, в Георгенбургском заводе нет теперь ни одной матки, родословная которой доходила бы до одной из тех шести кобыл. Как мало соответствовали своему назначению выведенные в Тракенский завод англо-нормандские жеребцы Gusman, Lutte d'or и Gloire хорошо известно немецким коннозаводчикам.
Гр. Врангель по официальному поручению, привел в Швецию 6 жеребцов и 6 кобыл англо-нормандской расы, но вполне, присоединяется к тем, которые утверждают, что значение англо-норманнов для коннозаводства преувеличено. Швеция в данном случае добилась тех же результатов, что Германия и Австрия. Прежде всего исчезает в англо-норманнах, перевезенных в другие страны, их. хваленое изящество и прекрасные движения, придающие им такой блеск. Правда им удается иногда давать довольно хороший приплод, но уже в третьем или четвертом поколении подобного скрещивания, продукты оказываются никуда негодными. Лучше всего передается потомству рост. и лимфатическая конституция. „Крупные и сырые лошади! — восклицает граф Врангель, добавляя что „я всегда с ужасом смотрел на этих метисов".
В какой степени распространилось недоверие к англо-норманнам в среде немецких и австрийских любителей видно уж из того, что заграничные покупатели из года в год становятся все более редкими гостями в Нормандии.
Обвинять чистокровную лошадь в таком положении дел, разумеется, было бы неправильно, так как, с одной стороны, в настоящее время чистокровные жеребцы все реже употребляются для производства англо-норманнов, с другой стороны это не избыток, а недостаток благородной крови, в чем мы можем обвинить большинство представителей этой расы. Поэтому следует всегда покупать жеребцов, насколько возможно более кровных, — pres du sang. „Менее благородные экземпляры, говорить гр. Врангель, спустя год превращаются в тупых,. слабых кляч".
Справедливость однако заставляет нас сказать, что все сказанное выше относится к пользовательской англо-нормандской лошади. Высокопородный же, сухой и красивый французский рысак, представляет, так сказать, почти самостоятельную породу.
В общем англо-нормандская порода в последние десятилетия в своем постепенном развитии оказала заметные успехи. На последней выставке в Париже бесспорно выяснилось, что последовательным скрещиванием с благородною кровью успели окончательно вытеснить лимфатичесюе элементы, чему не мало способствовали и рационально организованные бега. Прежние недостатки, как громадный череп, плохое замыкание ребер, прижатые локти, загнутые назад передние ноги, слабые сочленение, плохие копыта, все это еще лет 30 тому назад встречалось очень часто, ныне же обнаруживается только у экземпляров, воспитанных у мелких заводчиков. Нынешний англо-норманн представляет собою видный тип, полный благородства, сухой, с совершенно гармонически развитыми формами, отличными копытами и роскошными ходами. Единственного замечания заслуживают несколько тонкие берца. Удачные экземпляры все, по французскому выражение, „pres du sang", т. е. они представляют собою продукт облагораживающего скрещивания.
Дальнейшему процветанию этой породы может грозить опасность с двух сторон: заводчики могут подчиниться влиянию тех односторонних иппологов, которые утверждают, что порода поддерживается в чистоте только разведением в себе и никакого скрещивания с благородною кровью будто бы для нее не требуется, или же с другой стороны могут увлечься стремлением к увеличение резвости на бегах до вредных крайностей.
Нельзя прекратить борьбу со свойственным местным лошадям лимфатическим темпераментом; с другой стороны нынешняя англо-нормандская лошадь так хороша, что было бы жаль превратить ее в какую-то быструю машину, потешающую своею резвостью на бегах праздную публику и негодную более ни к какой работе.
„Прежде нередко выводили англо-норманнов в Германии, пишет гр. Врангель, но всегда без успеха, потому что выбирали высокие, слишком крупные экземпляры, потомство которых плохо развивалось на чуждой им почве, оставались высокими, но делались через меру узкими. Выбор кровных лошадей производился небрежно.
„В Виртемберге большой успех имел жеребец Faust, который отличался низким ростом, но глубокою грудью, широким корпусом и короткими ногами. В 1908 году для Виртемберга снова выбрали трех производителей, которые по экстерьеру и по крови чрезвычайно похожи на Faust'a.
"В Ольденбурге англо-норманн Normann, от Introuvable и Se-duisante, действовал с блестящим успехом и основал длинный род ценных жеребцов, из которых самый блестящий представитель— Ruthardt. „Вестфалия имеет очень хорошего англо-норманна Verriers и в 1908 г. приобрела еще двух.
На главном заводе в Нёйштадте имеется англонорманский рысак Ouragan в качестве главного производителя. Ганноверский местный завод в Целе имеет двух французских рысаков Dakota и Uzes для разведения экипажной лошади с большою рысью. В Веймарской придворной конюшне Альштедт главным производителем имеется тоже англо-норманн с крупною рысью. Выбор всех названных жеребцов производится во Франции с большой осторожностью".
Нам лично приходилось не раз видеть недурные результаты от скрещивания беспородных кобыл с англо-норманнами, тем не менее разочарование встречались чаще успеха, а на практике из-за единичного случая успеха часто забывается сотня неудач.
Бретонская лошадь имеет много общего с жителями этой страны. Она отличается смелостью, крепостью, верностью и выносливостью. На этих конях вожди Шуанов: Кателино, Дульбе, Стофлет и Боншан шли по равнинам Бретани, на смерть за короля и Бога.
Герои Вандеи давно покоятся под землей, но свойственная им стойкость и верность и по ныне составляет характерную черту бретонской породы людей и лошадей.
Провинщя Бретань, как утверждает граф de Comminges, разделяется на три коннозаводских округа.
1. Почти по всему берегу вдоль пролива Ламанш разводят сильную, тяжелую, возовую лошадь, на которую на всех рынках Северной Франции большой спрос. Жеребята во многих случаях переводятся в Нормандию, где они приобретают больший рост и вес.
2. Местность около St. Pol de Leon, Morlaix и Landerneau составляет родину, так называемых postiers, т. е. сильных, глубоких и широких лошадей, ростом 158—162 сантр. которые отличаются замечательно гармоничным экстерьером, прекрасной мускулатурой и энергичным, высоким ходом. Postiers составляют продукт скрещивания весьма различных пород: булонской, норфолькской, полукровных жеребцов, бретонских и англо-нормандских и т. п.
Нередко однако во Франции легкие экземпляры булонской лошади и першеронов называются postiers, но под этим именем следует подразумевать только пользовательскую лошадь, а не заводскую.
3. Во всей средней и гористой части Бретани, обозначаемой общим именем Montagne, разводят благородную, энергичную лошадь в 152—156 сантр. ростом, которою пользуются как легкою охотничьей, так и упряжною лошадью. Она же с пользою служит во французских драгунских полках.
Хотя в Бретани производить скрещивание многих пород с весьма сомнительным успехом, однако она остается по преимуществу отчизною крепких, выносливых лошадей. „Il n'y pas de rosses en Bretagne, tous les chevaux marchent" — это изречение во Франции часто повторяется.
Бретонские выставки жеребцов происходят в городке Ландерно. Центрами разведение считают кантоны St. Renan, Ploudalmezeau и Trebahu. Как в Нормандии, так и в Бретани установилось строгое разделение труда. Жеребята продаются с 6 до 18 месячного возраста, так называемыми eleveurs для вскармливания; у них они остаются до 2-х и 3-х лет.
Вывоз лошадей громадный. В округах Брест и Морлэ ежегодно продается от 18 до 20 тысяч жеребят и молодых лошадей, и многие из них выводятся в Нормандию.
Англо-бретонская лошадь или, как она называется иначе в силу большой примеси норфолькской крови — „le cheval norfolk-breton" — меньше англо-норманна, около 160 сайт, роста, но суха, энергична, смела и лишена тех лимфатических задатков, которыми отличаются выросшие на тучных лугах норманны. Кто непременно хочет производить опыты с французскими полукровками, тому можно посоветовать попробовать счастья с бретонцами, по крайней мере все они отпрыски сухой энергичной расы.
Особенно выдающееся значение для бретонского коннозаводства имели норфольк Flying Cloud и его сын Corley. Заслуженной славой пользовался и норфольк Pretender. Кроме этих жеребцов местному коннозаводству служило также большое число английских, арабских и англо-арабских жеребцов. Так напр., мать вышеупомянутого Corley, имеет в своей родословной не менее 4 чистокровных жеребцов. Стало быть о недостатке крови не может быть речи.